Уровни образования

Мальчик-ботанчик

Мальчик-ботанчик

Как-то ко мне подошёл студент и спросил: «Вот есть среднее и высшее образование. А есть что-то между этими уровнями?». Что ж, пришло время разобраться в дебрях образовательных статусов. Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование в настоящее время регламентируются Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года (пожалуйста, не надо путать с ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1, утратившем силу с 1 сентября 2013 года).

Обратимся к пункту 4 и 5 статьи 10-й главы 2-й.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование — бакалавриат;
3) высшее образование — специалитет, магистратура;
4) высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации.

На дошкольном и начальном общем образовании я останавливаться не буду. Попрошу внимательно рассмотреть следующую схему:

 

Хитрая схема.

Хитрая схема.

Ну что ж, теперь я постараюсь пояснить схему. После 9-го класса перед детишечкой открываются три пути: искать работу, поступать в техникум/колледж без экзаменов, или же идти в 11 класс, где нужно сдавать «ужасный ЕГЭ». Поступать без экзаменов в колледж — это одно из новшество, которые принёс ФЗ от 29 декабря 2012. Читаем пункт 3 статьи 55-й главы 6-й:

«Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. »

Кроме того обратите внимание на то, что в схеме отсутствует «Начальное профессиональное образование«.  Данный уровень в настоящее время упразднён, бывшее НПО теперь именуется как «программы среднего профессионального образования по подготовке квалифицированных рабочих/служащих«.  Ну а «программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена» — это и есть то самое бывшее «среднее профессиональное».

Теперь обратите внимание на стрелочку от 11 класса до Среднего проф. образования. В этом году бюджетные средства на обучение 11-классников  в техникумах не выделялись, и я вряд ли буду выделяться впредь. Это значит, что если детишечка закончила 11 классов, но ЕГЭ оказалось на столько слабеньким, что в ВУЗ никак, то в техникум можно принять человека либо на базе 9 классов по бюджету, либо на второй курс, но уже на платной основе. При чём если абитуриент желает на бюджетную специальность, которая не предоставляется на коммерческой основе изначально, цена может быть весьма высока. Так что выбор идти или нет в 10-й класс довольно ответственный.

Однако не так он страшен, этот ЕГЭ. Его можно вообще не сдавать и учиться в ВУЗ’е. В пункте 6 статьи 70 Главы 8-й сказано: «Прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, проводится по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых определяются образовательной организацией высшего образования.«.  При чём обратите внимание, не сказано среднее профессиональное образование квалифицированного рабочего или специалиста среднего звена требуется. Получается можно после 9-классов без экзамена поступить, допустим, на сварщика, отучиться 2,5 года и искать ВУЗ с похожим профилем, сдать внутренний экзамен и учиться себе. Естественно о бюджетном месте можно сразу забыть. Таким образом решение идти в 11-й класс может быть подкреплено или желанием учиться за счёт бюджетных средств, или же желанием не идти в армию как можно дольше. Хотите элегантный способ откосить? Кандидатов наук в армию не берут. Вообще тема отсрочек от армии по учёбе стоит отдельной статьи, может как-нибудь напишу, пока же сей вопрос затрагивать особо не буду.

Следующий момент, что выбрать бакалавриат или специалитет? По мне так бакалавриат даёт больше возможностей для манёвра. Некоторые люди, страдающие правовым нигилизмом считают бакалавриат неоконченным высшим. Ну что тут можно сказать… Ткнуть их в Федеральный закон разве что. Ну или пусть на мою схему посмотрят что ли. Есть такой нормативно-правовой акт, который ставится во главу угла кадровыми службами государственных учреждений (частникам всё равно — лишь бы дело знал, но в гос. конторе крайне важна корочка).  Я говорю о «квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих» (от 21.08.1998 N 37). В этом справочнике прописаны должности и требования для соответствия этой должности. Так что каким бы умным не был специалист — без соответствующей корочки его могут снять с должности, например, через суд. И я сам знаю несколько случаев.

НО! В справочнике даются следующие формулировки: «высшее техническое, высшее юридическое, высшее экономические и т.д.». Про бакалавриат, специалитет, магистратуру — не сказано ничего! Посему степень бакалавра вполне подходит под термин «высшее юридическое».

Так почему же бакалавриат даёт больше возможностей, чем специалитет? Потому что бакалавриат — 4 года, а специалитет — 5 (порой даже дольше). А поступить в магистратуру можно и на другую специальность! Отучились 4 года на юриста и ещё 2 года на менеджера — у вас два полноценных высших образования. Первого и второго уровня. Правда это не относится к врачебной и ветеринарной деятельности! 

Что качается аспирантуры, то в настоящее время упразднено соискательство, насколько я понимаю. Кроме того существуют возрастные цензы — на очную форму обучения по программам аспирантуры можно поступить до 35 лет, на заочную до 40.  Что касается форм обучения, то они подразделяются на очное — каждый день на занятия, зато есть бюджетные места и отсрочка от армии.

Очно-заочное — на сессии и экзамены не вызывают, занятия проводятся в нерабочее для большинства людей время. Например, с 19 до 21 часа в рабочие дни, а также по субботам и/или воскресеньям — бюджетных мест, как правило, нет и сроки обучения дольше (например бакалавриат вместо 4-х лет — 5), отсрочки от армии нет.

Заочная — работаем себе на благо Родины, однако два раза в год на сессию, бюджетных мест, как правило, нет. Согласно трудовому кодексу работодатель обязан отпустить с сохранением средней з/п, но только в том случае, если высшее образование получает человек впервые. А хотите второе высшее — отпуск за свой счёт, батенька. Срок обучения опять же выше номинального, отсрочки от армии нет.

Заочная с применением дистанционных технологий — самая прогрессивная и перспективная форма обучения, особенно если Вы уже имеете высшее образование, но Ваша занимаемая должность требует корочку иного профиля. Используются блага Интернета — скайп, электронная почта, icq, внутренние порталы. Особой популярностью пользуется система Moodle, которая специально для этого и разработана. Срок обучения выше, отсрочки от армии нет, бюджетных мест нет. Есть правда нюанс. На государственный экзамен или защиту магистерской диссертации нужно приехать лично. Про гос. экзамен всё понятно, но зачем магистерскую диссертацию защищать именно лично, особенно когда находишься за тысячи км от ВУЗ’а — мне не понятно. Видно тут надо вспомнить армейскую поговорку — есть сто способов задолбать солдата или 101 задолбать матроса. Ну какой смысл кучу денег на дорогу тратить?

Ну вот пожалуй и всё, что ещё можно сказать. Разве что о том, что в настоящее время с техникумах/колледжах вместо классических государственных экзаменов, детишки защищают выпускную квалификационную работу. А классические «госы» сохранились за бакалавриатом и специалитетом. Состоят обычно из трёх этапов — тестирование, очный экзамен и защита дипломной работы.

И последнее — многие граждане нашей Родины не понимают разницы между государственным дипломом и дипломом государственного образца. Разницы в бланках НЕТ! Государственным дипломом называют диплом, который выдан государственным учебным заведением, прошедшим аккредитацию и имеющего лицензию. А диплом государственного образца — это диплом, выданный частным негосударственным учебным заведением, прошедшим аккредитацию и имеющего лицензию. Эти дипломы РАВНОЗНАЧНЫ! А вот на что стоит обратить внимание, так это на дипломы государственного и установленного образца — вот это соверешенно разные корки! Учебное заведение выдаёт диплом установленного образца, если имеет лицензию, но не имеет аккредитации. Аккредитация — процедура официального подтверждения соответствия объекта установленным критериям и показателям (стандарту). Так диплом государственного образца даёт Вам право занимать определённые должности и даже оспаривать в судебном порядке споры по приёму на работу. А вот диплом установленного образца — сгодится как дополнение к Вашему портфолио. Чтобы совсем стало понятно — прикладываю два диплома, один гос. образца, второй установленного.  Также прикладываю Федеральный закон «Об образовании в РФ» и «Квалификационный справочник», то есть те документы, на которые ссылался в статье. До новых публикаций, детишки, если в чём не прав — пишите в комментариях, всем отвечу. 🙂

Диплом установленного образца.

Диплом установленного образца. Как бумажка в портфолио сойдёт.

Диплом гос. образца

Диплом государственного образца. Могу работать в гос. конторах. И справедливо возмущаться, если меня не взяли на работу юристом.

СКАЧАТЬ Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих

СКАЧАТЬ Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации»

Категория: Образование
Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS 2.0 ленту.Вы можете оставить ответ, или архив с вашего сайта.
5 комментариев
  1. Несогласная говорит:

    Что это значит: «Так диплом государственного образца даёт Вам право занимать определённые должности и даже оспаривать в судебном порядке споры по приёму на работу. «

    • Maksim Sergeevich говорит:

      К примеру, есть вакантная должность начальника юридического отдела в администрации города. Администрация проводит конкурс на занимаемую должность. Предположим, что в конкурсе участвуют дядя Вася, дядя Толя и я. Дядя Вася имеет степень бакалавра юриспруденции по диплому, дядя Толя имеет образование экономиста (специалитет), но получает второе высшее юридическое. Ну и я, имеющий специалитет юриспруденции.

      Допустим, конкурс выигрывает дядя Толя, который в настоящее время юридического образования не имеет, но имеет друга дядю Колю в администрации города.
      Ну вот и получается, что мы с дядей Васей имеем право отстаивать своё право на должность в судебном порядке, поскольку дядя Толя де юро не имеет право занимать этот пост в соответствии со справочником.

      Но в суд мы можем пойти только в том случае, если у нас дипломы ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗЦА.

  2. Несогласная говорит:

    Да ну как же узнать какое у этого Толи образование?

    • Maksim Sergeevich говорит:

      Очень просто. Накапать в надзорную организацию, допустим, что вот есть подозрения определённые, относительно дяди Толи. Сейчас это быстро делается — можно хоть президенту написать — я как-то имел подобный негативный опыт. Взял и написал. А письмо электронное взяло и дошло. А его взяли и рассмотрели, ой что тут началось — не хочу вспоминать.

  3. Закон об образовании говорит:

    Сейчас уже действует новая редакция — 02.03.2016 были внесены изменения в закон об образовании 2016.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *